ВВЕДЕНИЕ. ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Стерлитамакская государственная педагогическая академия

Кафедра истории Отечества и

Методики преподавания истории

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА

Допущен к защите Выполнил: студент VI курса

«___» ____________2008 г. исторического факультета

Зав кафедрой группы «Б» Алексин М.Г.

__________(Д.П. Самородов) Научный руководитель:

к.п.н., доцент Скальская А.А.

Стерлитамак 2008


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

ГЛАВА I. ОБОРОНИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД СТАЛИНГРАДСКОЙ БИТВЫ

Планы гитлеровского военного командования……………….17

Подготовка советского руководства к обороне……………….25

Оборонительные операции советских войск под

Сталинградом………………………………………………………….36

Боевые действия по удержанию Сталинграда………..………46

ГЛАВА II. НАСТУПАТЕЛЬНАЯ ФАЗА СТАЛИНГРАДСКОЙ БИТВЫ 2.1. Подготовка советского командования к контрнаступлению под Сталинградом…………………………………………………………..59

Окружение противника и срыв его попытки деблокировать

Окруженную группировку……………………………………………69 2.3. Ликвидация окруженной группировки немецко-фашистских

Войск……………………………………………………………………...75

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...88

БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………92

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...97


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. 2 февраля 2008 года народы Российской ВВЕДЕНИЕ. ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Федерации отметят 65-ю годовщину Победы советского народа и его доблестных Вооруженных Сил в Сталинградской битве. Историческая Победа на Волге стала поворотным моментом в разгроме немецко-фашистских агрессоров во второй мировой войне. По масштабу, размаху и результатам она не имеет себе равных в мировой военной истории. «На огромном пространстве в течение семи месяцев происходила гигантская битва, в которой принимали участие с обеих сторон около 3 миллионов солдат, десятки тысяч единиц боевой техники»[1].

Сражение включало в себя осаду Вермахтом Сталинграда, противостояние в городе, и контрнаступление Красной армии, в результате которого VI армия Вермахта и другие силы союзников Германии внутри и вокруг города ВВЕДЕНИЕ. ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ были окружены и частью уничтожены, частью захвачены в плен. По приблизительным подсчётам, суммарные потери обеих сторон в этом сражении превышают 2 миллиона человек. Державы Оси потеряли большое количество людей и вооружений, и впоследствии не смогли полностью оправиться от поражения.

Для Советского Союза, который также понёс большие потери в течение сражения, победа в Сталинграде отметила начало освобождения страны, и победного марша по Европе, приведшего к окончательному поражению нацистской Германии в 1945.

Победоносный исход Сталинградской битвы имел огромное военно-политическое значение. Она внесла решающий вклад в достижение коренного перелома не только в Великой Отечественной войне, но и во всей Второй мировой войне, явилась важнейшим ВВЕДЕНИЕ. ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ этапом на пути к победе над фашистским блоком. Были созданы условия для развертывания общего наступления Красной Армии и массового изгнания немецко-фашистских захватчиков с оккупированных территорий Советского Союза. В результате Сталинградской битвы советские Вооруженные Силы вырвали у противника стратегическую инициативу и удерживали ее до конца войны. Победа под Сталинградом еще выше подняла международный авторитет Советского Союза и его Вооруженных сил, явилась решающим фактором дальнейшего укрепления антигитлеровской коалиции.



Выдающаяся победа на берегах Волги и Дона наглядно показала всему миру возросшую мощь Красной Армии и высокий уровень ее военного искусства. В ходе Сталинградской битвы были блестяще осуществлены стратегические оборонительные ВВЕДЕНИЕ. ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ, а затем и наступательные операции группы фронтов с целью окружения и уничтожения крупной группировки противника. История войн еще не знала операций такого масштаба. «Успех контрнаступления советских войск под Сталинградом предопределили правильный выбор направления главного удара и момента перехода войск в контрнаступление, искусное создание ударных группировок для наступления, скрытность подготовки операции, умелые действия войск в ходе наступления, четкое взаимодействие между фронтами и армиями, быстрое создание внутреннего и внешнего фронтов окружения с одновременным развитием наступления на обоих фронтах»[2].

Выдающееся значение победы Красной Армии под Сталинградом и триумф советского военного искусства, ознаменовавший победоносный исход развернувшейся на берегах Волги и Дона грандиозной битвы, каких ВВЕДЕНИЕ. ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ еще не знала мировая военная история, получили широкое признание во всем мире. Одержанная под Сталинградом победа явилась победой всего советского народа, результатом несгибаемой стойкости, мужества и героизма советских воинов.

И тем не менее еще не все вопросы этой тяжелой и героической эпопеи исследованы полностью так, как этого заслуживает бессмертный подвиг советских людей на земле Сталинграда. По словам директора музея-панорамы "Сталинградская битва" Б. Усика, "О Сталинградской битве мы сегодня знаем едва ли половину правды"[3]. В частности, не достаточно полно изучена деятельность Городского комитета обороны, Областного комитета ВКП(б) по обеспечению обороны на Сталинградских обводах во второй половине августа ВВЕДЕНИЕ. ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ. Поэтому изучение одной из важнейших битв Великой Отечественной войны, не теряет своей актуальности и в наше время.

Историография проблемы. Историография проблемы достаточно обширна. 65 лет Сталинградская битва приковывает к себе пристальное внимание самых широких кругов отечественной и мировой общественности, людей науки и искусства, гражданских и военных, и, прежде всего истинных патриотов своей родины, кому дорога память о ее славном драматическом прошлом, кто болеет ее настоящим и озабочен будущим. Библиография Сталинградской битвы исчисляется многими сотнями исторических исследований, воспоминаний ее участников, очерков военных корреспондентов, художественных произведений. Выделяют труды историков советского периода, труды зарубежных историков и труды современных зарубежных исследователей.

В книге Морозова В ВВЕДЕНИЕ. ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.П. «Исторический подвиг Сталинграда»[4] основное внимание уделяется предыстории битвы и общему ходу операций ее составляющих. Автором также анализируются военно-политические результаты и международное значение сражения, значительное место отводится разоблачению современных фальсификаторов истории Второй Мировой войны, стремящихся принизить величие победы Советского Союза.

В сборнике «Сталинград: уроки истории» под редакцией маршала СССР Чуйкова В.И[5]. собраны главы из воспоминаний советских военачальников о Сталинградской битве, которые рассказывают о подготовке и осуществлении разгрома гитлеровских армий на Волге. В книге также представлены главы из воспоминаний немецких авторов – бывших офицеров немецкой армии.

Самой фундаментальной работой советского периода посвященной Сталинградской битве является монография А.М ВВЕДЕНИЕ. ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ. Самсонова[6] с одноименным названием. Книга переиздавалась четыре раза, первое издание вышло в 1968 г. последнее четвертое в 1989 году. В книге подробно рассматривается о подготовке к Сталинградской битве немецко-фашистских и советских войск, анализируется стратегия противников, изучаются различные точки зрения на действия Советского и немецкого военного руководства. В четвертом издании по сравнению с предшествующими автор привлек новые документы и факты, проделал большую работу по выявлению тенденций истории Сталинградской битвы в зарубежной историографии последнего времени.

Таким образом, в советской историографии тема Сталинградской битвы рассмотрена достаточно подробно, авторы привлекают множество источников, в том числе мемуары участников сражения. Рассматриваются различные точки зрения на стратегию и тактику ВВЕДЕНИЕ. ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ противоборствующих сторон и оцениваются действия немецких и советских войск в Сталинградской битве.

Современные историки также затрагивают тему Сталинградской битвы. Так, в книге М. Н. Алексеева «Мой Сталинград»[7], наряду с описанием самой битвы и воспоминаниями ее участников осмысливается ее роль в разгроме фашистской Германии значение для русского народа.

В книге Павлова В.В «Сталинград»[8] кроме подробного описания обороны Сталинграда, автор выражает свою точку зрения на значение битвы с позиции новой национальной идеи современной России.

В сборнике «Сталинградская эпопея»[9], изданном Комитетом общественных и межрегиональных связей Правительства Москвы и Управлением регистрации и архивных фондов ФСБ России впервые публикуются документы, рассекреченные ФСБ РФ ВВЕДЕНИЕ. ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ: воспоминания фельдмаршала Паулюса, дневники и письма солдат РККА и вермахта, агентурные донесения, протоколы допросов, доклады записки особых отделов фронтов и армий. Книга является важным источником новых данных о Сталинградской битве.

Таким образом, современные историки рассматривают не столько стратегию и тактику сторон в Сталинградской битвы, сколько различные подходы и точки зрения на роль в общем ходе Великой Отечественной войны и значение для русского народа. Привлекаются новые источники и материалы в изучении сражения на Волге.

Тема Сталинградской битвы подробно рассматривается и зарубежными историками. Фундаментальной работой по данной теме является книга Курта фон Типельскирха «История второй мировой войны»[10]. Книга является ВВЕДЕНИЕ. ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ одним из первых капитальных трудов по истории Второй мировой войны, в которой описываются события на всех театрах военных действий и на всех фронтах в период 1939-1945 г. Курт фон Типпельскирх (1891-1957) - генерал пехоты германской армии. К началу Второй мировой войны возглавлял разведывательное управление генерального штаба сухопутных сил. Был направлен на Восточный фронт сначала в качестве командира 30-й пехотной дивизии, затем назначен командиром 12-го армейского корпуса группы "Центр" и, наконец, командующим 4-й армии. Позднее Типельскирх был переведен в Западную Европу, где и закончил войну сдавшись в плен англичанам с группой армии "Висла", которой командовал. На Нюрнбергском процессе генерал был объявлен военным преступником, но избежал ВВЕДЕНИЕ. ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ суда, благодоря покровительству американцев и англичан. Автор подробно разбирает вожнейшие операции советских и германских войск, в том числе и Сталинградскую битву. Дается также оценка деятельности видных государственных и военных руководителей противоборствующих сторон. Типельскирх в своей книге выявляет коренные причины поражения немецких войск под Сталинградом.

Шеститомная «История второй мировой войны» Уинстона Черчилля[11] безусловно является главным трудом английского премьер министра, отразившим "звездный час" его жизни. Он, как член "Большой тройки", решавшей судьбы войны и мира в годы второй мировой войны, смог с высоты своей позиции создать широкое полотно исторических событий глобального масштаба. Хотя эту книгу трудно отнести к разряду научных исторических ВВЕДЕНИЕ. ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ исследований, в ней приведено огромное количество официальных и неофициальных документов по проблемам политики, стратегии, дипломатии, экономики, военно-техническим вопросам и т. п. Конечно, в центре событий - сам автор, Уинстон Черчилль, его видение войны, союзников, противников, способов решения важнейших военных кампаний и операций, послевоенного устройства мира. Благодаря политическому и литературному искусству Черчилля у читателя создается впечатление, что политика Англии в годы войны была дальновидной, честной по отношению к союзникам, великодушной в отношении поверженного врага. И если Англия, и в целом Запад, не смогли в полной мере воспользоваться плодами победы над Германией и Японией, то виноват в этом ВВЕДЕНИЕ. ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ восточный союзник - СССР. Талантливый представитель правящего класса Британии, Черчилль на протяжении всех шести томов стремится убедить читателя в том, что он, возглавляя британский народ в течение пяти труднейших лет, делал все, что было в его силах, чтобы вывести страну из тяжелейшего положения, в котором она оказалась в 1940г., и привести ее к победе в числе ведущей тройки антигитлеровской коалиции. Он всегда выглядит героем, принимавшим правильные решения и точно предвидевшим ход событий и их последствия. А когда что-то не получалось, когда его действия не приводили к успеху, виновными оказывались непреодолимые преграды, непредвиденные обстоятельства, неверные решения других лиц: политиков, военачальников ВВЕДЕНИЕ. ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ, дипломатов. Как говорили про него современники Черчилль подправляет историю, и если натыкается на неприемлемый для него факт, то такой факт летит за борт. Несмотря на такую тенденциозность, Черчилль все же с восхищением описывает победу советских войск под Сталинградом: он вкратце описывает основные этапы сражения и характеризует его значение, особо подчеркивая мужество и стойкость советских воинов.

Другой иностранной работой посвященной Сталинградской битве является книга Александра Верта «Россия в войне 1941-1945 гг»[12]. Корреспондент газеты "Санди таймс" и радиокомпании ВВС (Би-би-си) А. Верт находился в СССР с июля 1941 по 1946 год, был в районе Сталинграда в период сражения и сразу же после капитуляции 6-ой германской ВВЕДЕНИЕ. ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ армии, а потом по собственным впечатлениям, документам и другим первоисточникам написал эту, по его словам, "человеческую историю". Впервые книга вышла в США в 1964 г., затем в Англии, Франции, ФРГ и других странах. Как там считали, она "открыла глаза" западным читателям на подлинные события, происходившие на Восточном фронте и в России. «Я делал все, что было в моих силах, чтобы рассказать Западу о военных усилиях советского народа»[13], — отмечал Верт, имея в виду свою корреспондентскую деятельность. Эти слова можно отнести и к его книге. На русском языке она выходила в 1967 г. небольшим тиражом и с того времени не переиздавалась, стала библиографической ВВЕДЕНИЕ. ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ редкостью.

Итальянский историк Джузеппе Боффа в своей фундаментальной работе «История советского Союза»[14] также затрагивает тему Великой Отечественной войны и Сталинградской битвы. Он вкратце описывает подготовку и ход сражения, анализирует шаги советского и немецкого военного руководства.

Итак, зарубежные историки также достаточно подробно рассматривают все этапы Сталинградской битвы, начиная с подготовки сражения и заканчивая итогами. Однако, в трудах некоторых иностранных историков наблюдается некоторая тенденциозность в освещении событий Второй Мировой войны. В западной историографии до настоящего времени продолжаются попытки фальсифицировать факты, принизить всемирно-историческое значение победы Советской Армии под Сталинградом, а отсюда и решающую роль Советского Союза в разгроме фашистской ВВЕДЕНИЕ. ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Германии.

Поражение немецко-фашистских войск и войск сателлитов Германии преподносится не как логическое следствие превосходства советского военного искусства и героизма тружеников советского тыла, а также как следствие порочности и несостоятельности фашистского военного искусства. Западные авторы усиленно стремятся убедить, что виновником трагедии немецкой армии в битве под Сталинградом является только Гитлер, допустивший ряд крупных ошибок и просчетов в стратегическом руководстве. Это обстоятельство требует критического подхода к некоторым положениям зарубежных авторов.

Проанализировав историографию данной темы можно определить цель работы.

Цель исследования. Целью данной работы является всестороннее объективное рассмотрение всех этапов Сталинградской битвы.

Из вышеуказанной темы можно выделить следующие задачи исследования:

- проанализировать действия Красной ВВЕДЕНИЕ. ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Армии и немецко-фашистских войск на всех этапах Сталинградской битвы;

- систематизировать данные различных источников о событиях Сталинградской битвы;

- обобщить сведения о Сталинградской битве и сделать выводы о последствиях сражения и его роли в Великой Отечественной войне.

Хронологические рамки. Данная работа охватывают период с 17 июля 1942 г. по 2 февраля 1943 года.

Источниковая база. Работа написана на основе опубликованных источников. Тема Сталинградской битвы в исторической литературе рассмотрена достаточно подробно, и в воспоминаниях участников Великой Отечественной войны и в работах современных историков. Источники положенные в основу данного исследования, можно подразделить на: 1) законодательные акты; 2) статистические данные; 3) документы личного происхождения

К законодательным актам использованным в данной работе ВВЕДЕНИЕ. ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ относятся директивы и приказы военного руководства СССР и Германии. Так в директиве №41 от 5 апреля 1942 года[15] Ставки фюрера оценивается состояние дел на восточном фронте, определяется общий замысел германского командования, и ставятся конкретные цели по важнейшим операциям немецко-фашистских войск.

В директиве Ставки Верховного Главнокомандования Красной Армии командующим фронтами и 7-й отдельной армией – от 24 июля 1942 г[16]. подводятся итоги ближайших операций и выявляются недочеты в управлении войсками и намечаются конкретные меры для их устранения.

В приказе № 3044/42 командующего 6-ой армией Паулюса о наступлении на Сталинград от 19 августа 1942 года[17] оценивается положение советских войск, германской армии ставятся конкретные задачи на Сталинградском направлении.

Приказом № 306 Народного Комиссара ВВЕДЕНИЕ. ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Обороны СССР о совершенствовании тактики наступательного боя и о боевых порядках подразделений, частей и соединений от 8 октября 1942 г.[18] пересматриваются некоторые пункты уставов Красной Армии по таким вопросам, как построение боевых порядков во время наступления, обеспечение подразделений и частей огневыми средствами, организация огня, роль командиров в наступлении. Указываются конкретные меры по устранению недостатков.

Статистические данные по этой теме включают сведения о военном потенциале СССР и Германии накануне Сталинградской битвы, а также сведения о количестве и вооружении противоборствующих сторон в участвующих в сражении. Богатый статистический материал содержится в сборнике «Сталинград, 1942-1943: битва в документах»[19]. Статистика о потерях в живой силе и ВВЕДЕНИЕ. ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ технике, средней продолжительности жизни офицеров в боях за Сталинград, а также картографические материалы содержатся в статье М. Моргунова «Начало конца»[20]

Важным источником в изучении Сталинградской битвы являются мемуары ее участников.

Первой мемуарной работой советских генералов по Сталинградской битве была книга А.И. Еременко. «Сталинград»[21], изданная впервые в 1961 году. Она вызвала в СССР многочисленные споры, опровержения и уточнения.

Другой не менее важной работой по данной теме являются воспоминания Маршала Советского Союза, дважды героя Советского Союза В.И. Чуйкова, командующего 62-й армией. На 62-ю и 64-ю армии была возложена задача, оборонять город и не допустить гитлеровцев на правый берег. В.И ВВЕДЕНИЕ. ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ. Чуйков в книге «Сражение века»[22] рассказывает о боях на подступах к городу и на его улицах, о героизме наших солдат.

Для всесторонней оценки военных действий, развернувшихся под Сталинградом в 1942-1943 гг., представляется необходимым исследование технической оснащенности и морального состояния не только советских войск, но и противоборствующей стороны. В этой связи несомненный интерес представляют воспоминания участника боев под Сталинградом, офицера 6-й армии Паулюса Иоахима Видера. Он участвовал в битве на Волге в составе 6-ой армии в качестве офицера для особых поручений и офицера разведотдела VIII армейского корпуса этой армии, был в сражениях под Харьковом, а затем с 6-ой армией дошел до Сталинграда ВВЕДЕНИЕ. ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ, где разделил участь окруженных войск. В течение нескольких лет Видер находился в советском плену, а затем возвратился в Западную германию, где работал в Мюнхенской библиотеке. Он описывает события с декабря 1942 по январь 1943. В своих мемуарах он выделил две основные причины поражения в Сталинградской битве, которую он назвал "катастрофа на Волге"[23]: героизм, сила духа, воля к победе советских солдат, которые героически разбили в смертельной схватке одну из величайших немецких армий и предательство немецкого Верховного Главнокомандования. Мемуары Видера являются убедительным примером того, как люди с различным мировоззрением становятся союзниками в защите мира и предотвращении новой мировой войны.

Луитпольд Штейдле ВВЕДЕНИЕ. ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ[24] являлся командиром полка 6-ой армии Паулюса, был профессиональным военным. В 1934 году он был призван в вермахт и с тех пор, вплоть до капитуляции 6-ой армии, находился на разных офицерских должностях. Под Сталинградом Штейдле командовал 767-м гренадерским полком 376-й пехотной дивизии. Он описывает самые тяжелые для германской армии дни Сталинградской битвы, все бедствия которые пережили немецкие солдаты брошенной на произвол окруженной 6-ой армии

Еще одним немецким источником по Сталинградской битве являются мемуары полковника 6-й германской армии Вильгельма Адама вышедшие под названием «Трудное решение»[25]. Адам был наиболее близким сотрудником фельдмаршала Паулюса, практически единственным человеком, которому Паулюс доверял, что придает особую значимость ВВЕДЕНИЕ. ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ его воспоминаниям.

Немецкие авторы непосредственные участники Сталинградской битвы, довольно подробно описывают фактическую сторону событий в том виде, как они им представлялись, но в меньшей степени обращаются к критическому анализу, раскрывающему внутреннее содержание этих событий, их причины и более глубокие взаимные связи. В силу этого многие проблемы как социально политического, так и чисто военного характера либо обойдены ими, либо затронуты недостаточно, что не позволяет составить законное представление об отношении к ним авторов. Среди них важнейшее место принадлежит вопросам, относящимся к оценке Сталинградской битвы и выводам из нее, которые подверглись грубейшему извращению со стороны некоторых западных историков второй мировой войны.

Подводя ВВЕДЕНИЕ. ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ итог исследованию источников по данной проблеме, определяется: источниковая база данной работы довольно объемна, что позволяет достаточно полно и качественно раскрыть тему, а также применить метод перекрестной проверки.

Методологическая база данного исследования составила система различных методов, логических приемов и средств познания рассматриваемой проблемы. В рамках диалектической теории применялись как общенаучные, так и частнонаучные методы исследования, как-то: военно-исторический, историко-сравнительный, системно-структурный методы.


documentaqidyir.html
documentaqiefsz.html
documentaqiendh.html
documentaqieunp.html
documentaqifbxx.html
Документ ВВЕДЕНИЕ. ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ